Транспорт и оборудование необходимое для псовой охоты
При работе с комплектной псовой охотой необходимо систематически переезжать из места расположения псовой охоты в другие места. Особенно это связано с охотой по волкам, нагонкой и охотой стаи гончих по зайцу-беляку и русаку, и с борзыми собаками по зайцу-русаку. Если учесть выставки охотничьих собак, которые необходимы, как племенные мероприятия, для популяризации псовой охоты со стаями гончих и рекламы стаи, то получается, что охоту возят до двадцати раз в год. Расстояния, на которые выезжает псовая охота, могут быть различны. С Игуменской стаей гончих систематически выезжали для охоты на волков и на зайцев-русаков в Воронежскую и в Ростовскую области. Ездили со стаей гончих по Тверской области, где немало волчьих взводков. На испытания, нагонку и охоту много ездили в Московскую область. Приходилось неделями разыскивать волчьи взводки, разбивать лагерь псовых охотников, то под одним островом, то под другим. Возили охоту на выставки охотничьих собак и лошадей в Санкт-Петербург, в Москву, в Тверь. Что необходимо для перевозки охоты и нормального расположения собак в лагере псовых охотников?
Транспорт и его оборудование
Для перевозки стаи гончих, например на нагонку, по зайцу-русаку, на испытания или на выставку охотничьих собак, был специально оборудован прицеп. Его можно было буксировать за любым транспортом, даже за легковым автомобилем. Для более комфортного размещения наибольшего количества собак, прицеп должен быть максимально большой по объему и грузоподъемности. В прицеп устанавливались две будки для гончих. Можно было сделать и одну большую будку, но в этом случае ее трудно двум выжлятникам загружать и разгружать в прицеп. Будки должны быть легкими, утепленными в случае охоты в сильный мороз, и проветриваемыми, если гончих перевозят в летнюю жару. Будки должны хорошо закрываться, так чтобы гончие не выскочили на ходу, иметь небольшие запираемые окошки, для наблюдения за гончими, и как уже говорилось, для проветривания. Если в стае есть гончие, которые не ладят между собой, их размещают в разные будки. В прицепе предусматривалось место для ведер, корыт, сухого корма, цепей, смычков, свор и других, необходимых для гончих вещей.
Для перевозки комплектной охоты в Игуменке был специально оборудован автобус. Сначала его переделали из пассажирского в грузовой и оформили соответствующие документы. Затем сверху автобуса был установлен багажник по всей площади крыши и обтекатель, для уменьшения парусности. Автобус был хорошо утеплен пенопластом и монтажной пеной. Сзади автобуса была установлена небольшая платформа, для погрузки полевой тележки или саней зимой, и прицепное устройство для буксировки специального прицепа для лошадей. С полевой тележки и саней оглобли при транспортировании снимались и перевозились на верхнем багажнике. Задняя площадка автобуса была отделена глухой стеной от передней части. В передней части автобуса была оборудована жилая комната с пятью раскладными спальными местами, обеденным столом, холодильником, газовой плитой, шкафчиками для посуды и других домашних вещей. В холодное время года предусматривалась установка компактной отопительной печи на дровах. В задней части автобуса была сделана двухэтажная будка для собак, и были оборудованы места для хранения сухого корма, смычков, свор, и других необходимых вещей для работы с собаками и ухода за ними.
Разборная вольера
Стая гончих во время охоты перевозится с места на место. Чтобы не терять гончих, которые в незнакомых угодьях гоняют красного зверя и могут увести его на десятки километров, где сигнал рога не всегда слышен, необходимо выполнять несколько правил работы со стаей гончих. Во-первых, гончие должны накануне обязательно ночевать в угодьях, где планируется проведение охоты. Во-вторых, с гончими, накануне, для лучшей ориентации собак, проводят проводки в составе сомкнутой стаи в разных направлениях на несколько километров по угодьям, планируемым для охоты. В-третьих, стая гончих до места наброса никогда не перевозится, а только прибывает в стайной течке за доезжачим.
В лагере охотников самой трудной проблемой является размещение гончих. Еще Н.П.Пахомов писал, рассказывая об охоте на волков со стаей гончих: “…помещения для собак во все время нашего маршрута являлись поистине камнем преткновения, так как свободных плотных дворов, из которых не могли бы выскочить собаки, было мало”. В лагере охотников, гончие Игуменской стаи размещались в специальной разборной вольере, которая состояла из четырех, соединяемых между собой, решетчатых стенок высотой полтора метра, длиной метра три. Размеры могут быть другими. В одной стене была сделана дверь, которая хорошо запиралась. Чтобы гончие не могли подкопать вольеру, сделали полы. Полы в вольере были деревянными, состояли из двух щитов, для удобства транспортирования. В середине вольеры устанавливался столб, на который набрасывался тент. Тент в зимнее время опускался со всех сторон до земли и даже засыпался снегом, в теплое время подворачивался, и вольера хорошо продувалась. Полы засыпались опилками, в один из углов клали солому, где гончие отдыхали. Вся разборная вольера перевозилась на верхнем багажнике автобуса. Конечно, гончих можно размещать и отдельными смычками, присоединив их крепкой цепью к металлическому колу, но только тогда, когда стоит нормальная погода без дождя и на короткий срок. Если охота продолжительная, то разборная вольера значительно удобней, гончие в ней нормально отдыхают, в ней сухо и тепло. Разборная вольера всегда пригодится и на псарном дворе, если требуется разместить ремонтных щенков, отсадить гончую или борзую собаку и во многих других случаях.
С. Духанин